Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Трудно переоценить влияние педагогического процесса на формирование личности человека, последующего образа его жизни, его аттитюдов, принятых им в течение жизни решений. Вся его дальнейшая деятельность определяется полученными в детском и подростковом возрасте знаниями, когнитивными и коммуникативными способностями, способностями к независимому и объективному рассуждению. Гармонически развитая личность формирует свободное, гармоническое общество с непринятием античеловеческих режимов, с одним из которых пришлось столкнуться миру в годы второй мировой войны.
Цельное гуманитарное воспитание позволяет индивиду сопротивляться отрицательным влияниям, самому строить свою жизнь в соответствии с нормами и законами просвещённого общества. От воспитания и образования будущего члена такого общества зависит не только качество его жизни, но и жизни его семьи, ближайшего и дальнего окружения, его творческие способности и способность к самореализации.
Эта огромная роль воспитания и образования и является предпосылкой неизменной актуальности темы взаимодействия педагога и ученика,
определяющей качество и эффективность педагогической деятельности учителя. Административный стиль общения играет решающую роль в проблеме создания в классе благоприятного социально-психологического климата, который также является одним из важнейших условий эффективности образовательного процесса
Из словаря – справочника по возрастной и педагогической психологии, образовательный процесс определяется как «организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей».
По ФГОС целью образования является реализация основной программы: достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, навыков, умений, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося… Педагог же является ключевой фигурой реформирования образования. Как говорил К.Д. Ушинский: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Вопрос формирования у педагога оптимальных, эффективных способов реализации педагогической деятельности является актуальным в современном мире. Понимание портрета эффективного педагога, какого стиля он придерживается, как общается с учениками, какую атмосферу создает и поддерживает в классе, облегчило бы формирование специалистов в наших школах.
Сейчас параметры оценки педагогического труда связывают с критерием плодотворности учебного процесса. Критерии эффективности разработаны Министерством образования.
Объект исследования: педагогическое общение.
Предмет исследования: административный стиль управления как частный случай взаимоотношений (стиль общения))
Цель исследования: изучить особенности педагогического общения, взаимоотношения учителя с учениками и административный стиль управления как факторы эффективности профессиональной деятельности педагога.
Задачи исследования:
1) изучить особенности педагогического общения и специфику взаимоотношений учителя с учащимися средней и старшей школы;
2) изучить литературу и исследования, посвященные педагогическим и административным стилям общения учителя и их влиянию на обучаемость;
3) выявить факторы формирования благоприятного социально-психологического климата в образовательной организации;
4) описать критерии эффективной деятельности учителей в образовательном учреждении (школе);
5) выявить влияние административных стилей управления и особенностей взаимоотношений учителя с учениками как факторов эффектности его (учителя) профессиональной деятельности;
6) сформулировать выводы по результатам проведенного теоретического анализа.
Основная гипотеза: существует взаимосвязь между административным стилем управления, педагогическим общением, взаимоотношениями учителя с учениками и эффективностью деятельности учителя как процесса обучения, воспитания и развития учащихся.
Частные гипотезы:
1. Авторитарный стиль общения снижает мотивация и способность учащихся к самоорганизации.
2. В зависимости от стиля педагогического руководство будет меняться климат среди участников образовательного процесса: демократический стиль оказывает благоприятное воздействие на эффективность обучения, а авторитарный стиль будет вызывать негативный эмоциональный фон.
Теоретические основы работы. Вопросы педагогического стиля, особенности общения с учениками, личные качества учителя, повышение качества образования всегда вызывали интерес у научного сообщества. Такие ученые-исследователи как А.В. Петровский, В.А. Кан Калик, А.С. Макаренко, В.В. Шпалинский, Я.Л. Коломинский, М.Ю. Кондратьев, А.К Маркова, К. Левин, В. Н. Куницына, В. Казаринова, С.В. Баныкина изучали вопрос педагогического стиля и общения. В работах И.А. Зимней, Л.А. Ситак, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Н.В. Клюевой рассматривались вопросы теоретического аспекта и параметра оценки эффективности педагогического стиля.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
С древних времён возникла необходимость процесса передачи опыта от старшего поколения к младшему. Археологи нашли не менее 400 школьных упражнений на папирусах в Древнем Египте, найдены постройки, которые, как считается, были школьными учреждениями. В Древней Греции обучение проводилось в гимнасиях, в Древнем Риме существовали тривиальные (низшие), грамматические (средние) и риторические школы (16-20 лет).
В Средние века учёба подвергалась сильному церковному влиянию, и появились монастырские школы. В эпоху возрождения начало появляться ,светское образование. В 1423 в Италии создал такую школу Витторино Рамбальдони из Фельтре, с псевдонимом . Витторино да Фельтре, и назвал её «дом радости». Там преподавались филология, математика, верховая езда, плавание и фехтование. Считалось, что основой обучения является интерес ученика, а телесные наказания можно применять только в исключительных случаях – при проступках против нравственности.
Он не оставил после себя педагогических трудов, так как не хотел прослыть тщеславным, но школа его пользовалась большим успехом, а его педагогическое кредо имело продолжение.
С 1614 года вёл свою педагогическую деятельность Ян Амос Коменский. Это он ввёл одновременное преподавание сразу нескольких предметов. В городе Шарошпатаке благодаря ему открылась «пансофическая школа», Помимо широкого круга предметов он ввёл в обучение процесс драматизации –в его школе ставили сценки, проводили творческие вечера. Его труды по педагогике –«Учитель учителей»,»Великая дидактика» «Лабиринт света и рай сердца», «Материнская школа», «Педагогическое наследие».
В 70-х годах 18 века начал педагогическую деятельность Иоганн Генрих Песталоцци. Его целью было не только образование, но и воспитание учеников, которые должны были проводиться сообразно природе. Логичная система мира формировалась благодаря собственным наблюдениям учеников.
Его педагогические труды – это «Как Гертруда учит своих детей»,
«Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Книга
матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать
и говорить», «Наглядное учение о числе».
В начале 19 века традиции природосообразности продолжил Адольф Дистергвег, который разработал дидактические принципы:
Обучать соответственно особенностям детского восприятия.
От примеров надо идти к правилам.
От предметов к обозначающим их словам.
От простого к сложному.
От лёгкого к трудному.
От известного к неизвестному.
Закрепление материала.
Известны 33 его дидактических принципа. Его книги по педагогике - « О природосообразности и культуросообразности в обучении». « Руководство к образованию немецких учителей».
В 1846 году стал педагогом Ушинский Константин Дмитриевич. Будучи в 1859-62 годах преподавателем Смольного института, отменил деление учащихся на «благородных»и «неблагородных». Создал первые учебники – «Родное слово» и «Русский мир» а также «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей».
Создал труд «Человек как предмет воспитания»
В 1920 году на демократических основах (соуправление воспитанников и сотрудников, общее собрание, систематическая ротация командиров отрядов) начал свою педагогическую деятельность в колонии Антон Семёнович Макаренко. В 1925-1935 годах он пишет свою знаменитую «Педагогическую поэму».
В 1948 году стал директором школы Василий Александрович Сухомлинский, который разработал программу «воспитания красотой». Его принципом стал «радостный труд» обучения и формирования мировоззрения.
Его педагогические труды - «Этюды о коммунистическом воспитании» (1967) и «100 советов учителю». Здесь Сухомлинский пишет о том что ребёнок должен переживать гордость труженика – его успехи нужно замечать. Преподаватель же должен знать в 100 раз больше того, что преподаёт, действовать с едиными целями совместно с родителями ученика.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002. 800 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М Андреева. — 5-е изд., испр. и доп.. — Москва: Аспект Пресс, 2007. — 363 с
3. Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
4. Волков Б.С. В67 Психология подросткового возраста : учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 266 с.
5. Дистервег Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей // Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136-203.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. 3-е изд. Нижний Новгород: НИМБ, 2013. 713 с.
7. Инновационное управление персоналом: сборник трудов IV Все-российского кадрового форума / Отв. ред. Г.П. Гагаринская. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. 286 с.
8. Кан-Калик В. А, Никандров Н. Д., Педагогическое творчество
Москва,"Педагогика", 1990
9. Касаткина Н.С. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе /Н. С. Касаткина, И. С. Аксенов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2013. № 10. С. 84-85.
10. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 673 с.
11. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. - 308 с.; 21 см.;
12. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории. и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
13. Е.Б. Романцова. Психология развития : учебное пособие – Благовещенск, 2014. – 66 с.:
14. Шейнов В.П. Психология лидерства, влияния и власти. М.: Харвест, 2008. 572 с.
15. Хухлаева О.В. Психология подростка. Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений -2 е изд., испр. М.: изд. Центр «Академия», 2005 – 160 стр.